История
Начало эпохи постмодерна связывают с тезисом Ницше «Бог умер» (1882), а вместе с Богом умерли все «вечные ценности» и наступил нигилизм. Однако реальное воцарение постмодерна пришлось на эпоху Холодной войны (1946—1988), после свержения нацистского режима в Германии. Термин введен в употребление в 1910-е годы, но в качестве философской категории и характеристики мировоззрения получил широкое признание благодаря книге «Состояние Постмодерна» (1979) французского философа Ж.-Ф. Лиотара.
[править] Философский постмодернизм
Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и паранойяльные идеи-фикс, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делезом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала шизоидное начало творческого становления и паранойяльное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом.
Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Основным теоретиком деконструктивизма считается Деррида.
[править] Художественный постмодернизм
В агрессивном варианте — стиль жизни, основанный на циничном и самокритичном отношении к традиционному искусству и выражаемый в череде провокаций как беспрерывной войне с потребителем. Период становления прошел в виде радикальных исканий деконструктивизма и поп-арта, но в дальнейшем ограничился смешиванием старых и новых стилей, образов и техник, региональных традиций и наследия субкультур.
Часть постмодернистов не освободилась от влияния непосредственных предшественников. Такие авторы эпигонски подражают сюрреалисту С. Дали или лидеру поп-арта Энди Уорхолу.
Не следует путать с постструктурализмом (post-structuralism), трансавангардом и концептуальным искусством, не ориентированными на коммерческий успех.
Характерен для индустриально развитых стран, обладающих большими информационными массивами. Наиболее известен в архитектуре, скульптуре, живописи, книжной иллюстрации, коммерческой рекламе, литературе, кинематографе и в арт-формах цифровых технологий.
Творчество подавляющего большинства постмодернистов основано на беспрерывном и агрессивном цитировании и хаотичных аллюзиях, но не на высокохудожественных реминисценциях. Сугубо технический прием заимствования постмодернисты возвели в своеобразный светский культ. По мнению искусствоведов, участие в движении постмодернизма не требует от художника соответствующего образования или профессиональных навыков. В частности, художественной традицией стала игра с масштабами и цветом при копировании узнаваемых образов Джоконды, М. Монро или А. Эйнштейна.
Однако существуют и художники-постмодернисты, умеренно пользующиеся приёмом цитирования и по сути продолжающие развитие «старой» культуры без её явного уничтожения, но даже с уважением.
Рубеж между постмодернистом и художником пролегает по границе между цитатой и реминисценцией. Незначительная часть зрелых постмодернистов владеет навыками игры при дозированном смешивании элементов чужого и собственного творчества. В кинематографе к числу последних следует отнести Вуди Аллена, сумевшего в стилистике урбанистического искусства создать калейдоскопический образ Нью-Йорка и коллективный портрет нью-йоркцев; с некоторой оговоркой можно отнести к постмодернистам режиссёра Дэвида Линча, в своих зрелых работах пользующегося кинематографическими клише и сталкивающего их в сюрреалистических пропорциях для выявления мистической абсурдности бытия. Также одним из самых известных приверженцев постмодернизма в кино является Квентин Тарантино.
Постмодернизм в американской литературе связан прежде всего с именами основателей «школы чёрного юмора», к которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона, Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми. В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз и др.
Русскими постомодернистами в той или иной мере являются писатели Владимир Набоков, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Саша Соколов, Венедикт Ерофеев. Все они, кроме Владимира Сорокина в ранний период его творчества и Виктора Пелевина — в поздний, достаточно умеренны и умело конструируют свой неповторимый художественный мир без агрессивного наступления на «прежнюю» культуру.
Постмодернизм отражает разнородные способы мышления и жизненный цикл различных художественных форм, поэтому в целом его можно расценивать неполитизированной идеологией эпохи глобализации. Сегодня постмодернизм обозначает общую ситуацию, когда при недостатке воли и продуктивных (позитивных) художественных образов гипертрофированно расширились границы интеллектуального рынка.
Добавлено (2006/12/20, 11:17 Pm)
---------------------------------------------
Это прямое копирование с ru.wikipedia.org! Вот здесь более менее можно узнать что-то полезное.