Понедельник, 2017/04/24, 10:20 AM
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Межпланетные полеты [9]
Межзвездные полеты [2]
Наш опрос
Ваш ранг на PGT?

Результаты · Архив опросов

Всего ответов: 41
Главная » Статьи » Межпланетные полеты

Противокорабельная баллистическая ракета 4К18
Введение

ХХ век полон историями столь же невероятными, сколь и захватывающими. Прогресс науки и техники вышел на качественно новый уровень, и теперь объектом истории могли быть уже не только отдельные личности, их объединения или же государства, но также и различные образцы техники, в первую очередь – вооружения. На Западе освещение состояния работ по новым образцам военной техники, включая технические подробности, технологические и научные достижения, информацию о конструкторах и инженерах, принимавших участие в работе по проектированию, производству и эксплуатации техники, несмотря на секретность, всегда было непременной частью всего фронта работ. В качестве яркого примера можно привести доклад "Атомная энергия для военных целей" [1], сделанный Г. Д. Смитом ещё 1 июля 1945 года (т. е. ещё до первого атомного испытания в Аламогордо) и переизданный 12 августа того же года. В докладе содержатся слова, знать которые бы не помешало абсолютному большинству современных политиков:
"Ответственность за нашу национальную политику лежит, в конечном счёте, на наших гражданах, которые только тогда могут сознательно выполнить свой долг, когда они достаточно информированы. От среднего гражданина невозможно ожидать ясного понимания устройства атомной бомбы или её действия; но в нашей стране имеется значительное количество инженеров и учёных, которые могут понять такие вещи и которые могут объяснить своим согражданам возможности, скрытые в атомных бомбах."
Необходимо признать, что в Советском Союзе информативность докладов о военных разработках была несравненно ниже, чем в США. Скудность информации объяснялась секретностью, и отчасти компенсировалась лёгким доступом к открытой информации (большое количество дешёвых книг, богатые библиотечные фонды) и распространением информации об аналогичных советским западных образцах техники.
С началом перестройки и политики гласности со многих секретных разработок СССР была снята пелена секретности. С распадом СССР, как может это показаться на первый взгляд, исчезли все барьеры секретности, и теперь доступны любые подробности и тактико-технические характеристики любого вида вооружения. Отчасти это так. Но, на самом деле, во всей истории техносферы, созданной героическим трудом народа СССР, есть немало белых пятен.
Отсутствие подробной информации, как уже отмечалось выше, имеет самые пагубные последствия. Забвение народом своей истории, кем бы она ни творилась, не может быть оправдано ни при каких условиях. В настоящий момент мы наблюдаем процессы, порождённые, с одной стороны, лёгкой возможностью распространения любой информации (Интернет, СМИ, книги и т. п.), и отсутствием государственной цензуры – с другой. Результатом является то, что забыто целое поколение конструкторов и инженеров, зачастую очернена их личность, искажены помыслы, не говоря уже о недостоверном восприятии всего периода советской истории.
В связи с этим восстановление и сбор информации, касающейся истории техногенных систем, созданных в СССР, представляется важной задачей, позволяющей как понять свою прошлую историю, выявить приоритеты и ошибки, так и извлечь уроки на будущее.
Данный доклад посвящён истории создания и некоторым техническим подробностям, касающимся уникальной разработки, до сих пор не имеющей аналогов в мире – ракете 4К18. Будет сделана попытка обобщить информацию из открытых источников, составить техническое описание, вспомнить создателей уникальной техники, а также ответить на вопрос: актуально ли создание ракет такого типа в настоящее время.
Предыстория

Созданием баллистических ракет морского базирования в СССР занималось специальное конструкторское бюро машиностроения СКБ-385 в Миассе, Челябинская область. Производство ракет было налажено в городе Златоусте на базе Машиностроительного завода. В Златоусте находился научно-исследовательский институт «Гермес», в котором также проводились работы, связанные с отработкой отдельных узлов ракет. Топливо для ракет производилось на химическом заводе, находящемся на безопасном расстоянии от Златоуста.
В начале 60-х гг. в связи с прогрессом в двигателестроении, создании новых конструкционных материалов и их обработки, новых компоновок ракет, уменьшении весов и объёмов аппаратуры управления, увеличения мощности на единицу массы ядерных зарядов стало возможным создание ракет с дальностью порядка 2500 км. Ракетный комплекс с подобной ракетой предоставлял богатые возможности: возможность нанесения по цели ударом одной мощной боеголовкой, либо несколькими рассеивающего типа, что позволяло увеличить поражаемую площадь и создать определённые трудности перспективным средствам противоракетной обороны (ПРО), несение второй ступени. В последнем случае становилось возможным осуществление маневрирования на заатмосферном участке траектории с наведением на морскую радиоконтрастную цель, которой могла быть авианосная ударная группировка (АУГ).
С самого начала Холодной войны было ясно, что авианосные ударные группировки, обладающие большой мобильностью, несущие значительное количество самолётов-носителей атомного оружия, обладающие мощной противосамолётной и противолодочной обороной, представляют значительную опасность. Если базы бомбардировщиков, а в дальнейшем и ракет можно было бы уничтожить упреждающим ударом, то уничтожить таким же образом АУГ не представлялось возможным. Новая ракета позволяла это сделать.
Необходимо особо отметить два факта. Первый. США прилагали огромные усилия для развёртывания новых АУГ и модернизации старых. До конца 50-х гг. были заложены четыре авианосца по проекту «Форрестол», в 1956 году заложили ударный аваиносец типа «Китти Хок», являющийся усовершенствованным «Форрестолом». В 1957 и 1961 годах были заложены однотипные с ним авианосцы «Констеллейшн» и «Америка». Модернизировались авианосцы, созданные в ходе Второй мировой войны — «Орискани», «Эссекс», «Мидуэй» и «Тикондерога». Наконец, в 1958 году был сделан прорывной шаг — начато создание первого в мире атомного ударного авианосца «Энтерпрайз». [2]
В 1960 году на вооружение поступили самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания (ДРЛО и У) Е-1 Tracker, значительно увеличивающие возможности противовоздушной обороны (ПВО) АУГ.
В начале 1960 года на вооружение США поступил палубный истребитель-бомбардировщик F-4 «Фантом», обладавший способнойстью к сверхзвуковому полёту и несению атомного вооружения. [3]
Второй факт. Высшее военнополитическое командование СССР всегда уделяло значительное внимание вопросам противокорабельной обороны. В связи с прогрессом в создании крылатых ракет морского базирования (что во многом является заслугой ОКБ №51, возглавлявшегося академиком Владимиром Челомеем), была решена задача поражения АУГ противника, а системы авиационной и космической разведки и целеуказания позволяли их обнаруживать. Однако вероятность поражения со временем становилась всё меньше и меньше: создавались атомные многоцелевые лодки, способные уничтожать подводные локди-носители крылатых ракет, создавались гидрофонные станции, способные их отслеживать, усиливалась противолодочная оборона самолётами «Нептун» и Р-3С «Орион». Наконец, эшелонированная ПВО АУГ (самолёты-истребители, ракетные комплексы ПВО, автоматическая артиллерия) позволяла уничтожать запущенные крылатые ракеты. В связи с этим было принято решение о создании баллистической ракеты 4К18, способной поражать АУГ, на базе разрабатываемой ракеты 4К10.

Макеев Виктор Петрович (25.10.1924-25.10.1985). Родился в посёлке им. С.М.Кирова (Коломенского р-на Московской обл.; ныне г. Коломна). Окончил самолетостроительный факультет Московского авиационного института по специальности "Ракетостроение" (1948); Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана (1950). Член-корр. АН СССР (1968). Академик АН СССР (1976). Работал в Москве, с 1941 г. - в эвакуации в г. Казани на заводе № 22: чертежник, конструктор (1939-1944). Инженер, ведущий конструкор ракеты в ОКБ-1 НИИ-88 главного конструктора Королева С. П. (г. Калининград, Московской обл.; 1947-1950, 1952-1955). Инструктор ЦК ВЛКСМ (1950-1952). Главный конструктор, генеральный конструктор, генеральный конструктор и начальник СКБ-385, КБ машиностроения (г. Златоуст, г. Миасс) (в последующем - КБ машиностроения, ныне - Государственный ракетный центр "КБ им. академика Макеева В. П.") (1955-1985). Участник создания оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ. В возрасте 30 лет, по рекомендации Королева С. П., назначен главным конструктором КБ, в которое передали работы по ракетам Р-11, Р-11М, Р-11ФМ. Руководитель разработки последующих баллистических ракет подводных лодок, принятых на вооружение в СССР, в том числе БРПЛ Р-21 - первой ракеты с подводным стартом (1963), БРПЛ Р-27 - первой ракеты с заводской заправкой топливом, ставшей наиболее массовой морской ракетой (произведено более 1800 ракет), (1968), БРПЛ Р-29 - первой морской межконтинентальной ракеты (1974), БРПЛ Р-29Р - первой морской межконтинентальной ракеты с разделяющейся головной частью (1977), ракеты Р-39 - первой отечественной межконтинентальной твердотопливной БРПЛ с разделяющейся головной частью (1983), ракеты Р-29РМ - БРПЛ наивысшего в мире энергомассового совершенства (1986). Главный конструктор оперативно-тактической ракеты Р-17 или "SCUD B" (1962),а также единственной в мире противокорабельной баллистической ракеты Р-27К, эксплуатировавшейся на одной подводной лодке (1975). Его баллистические ракеты оснащались ядерными боевыми блоками, созданными совместно с институтом, руководимым членом-корреспондентом АН СССР Щелкиным К. И. и академиком АН СССР Забабахиным Е. И. с использованием в ряде случаев зарядов разработки института, руководимого академиком АН СССР Харитоном Ю. Б. Все атомные подводные лодки стратегического назначения СССР, построенные по проектам академика АН СССР Ковалева С. Н., вооружались его ракетами. Отечественная школа морского ракетостроения, создателем и руководителем которой он стал, достигла мирового приоритета в ряде тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления, стартовым системам, обеспечила организацию и сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических морских ракетных комплексов на флотах. К основным приоритетным решениям относятся: размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя; практически полное исключение объемов ракеты, не используемых под топливо; применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах; использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенной на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков заваркой заправочно-дренажных клапанов; транспортировка ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей. Председатель Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов (1977-1985). Доцент, зав. кафедрой, профессор Челябинского политехнического института (1960-1981). Зав. кафедрой МФТИ (1981-1985). Депутат Верховного Совета СССР (1966-1985). Кандидат в члены, член ЦК КПСС (1971-1985). Дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974). Ленинская премия СССР (1959). Государственные премии СССР (1968, 1978, 1983). Золотая медаль им. С. П. Королева АН СССР (1974). Почетный гражданин г. Миасса (Челябинской обл.) (посмертно, 1997). В 1991 г. его имя присвоено КБ машиностроения (ныне - Государственный ракетный центр "КБ им. академика В. П. Макеева). Его именем названы проспект в г. Миассе, ул. в г. Коломне, судно СФ ВМФ РФ. Установлены памятники в гг. Миассе, Коломне, пос. Ненокса (Архангельской обл.). Установлены мемориальные доски в г. Миассе на доме, где он жил; в гг. Златоусте и Миассе на зданиях, где работал. Учреждены стипендии его имени в Московском авиационном и МФТИ, ВМА им. Н.Г.Кузнецова. ФК России учредила медаль его имени.
Краткая хронология создания комплекса Д-5К РПКСН пр. 605 [4, 5]

1968 год – разработаны технический проект и необходимая конструкторская документация;
1968 год — перечислена в состав 18-ой ДиПЛ 12-ой ЭПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда (Мурманская область);
1968 год, 5 ноября – 1970 год 9 декабря Прошла модернизацию по проекту 605 на СМП (Северодвинск). Есть данные, что ПЛ проходила ремонт в период с 30.07.1968 по 11.09.1968;
1970 год — откорректированы технический проект и РКД;
1970 год — швартовые и заводские испытания;
1970 год, 9–18 декабря — выход на Государственные испытания;
1971 год — периодические работы по монтажу и испытаниям постепенно прибывающей техники;
1972 год, декабрь — продолжение Государственных испытаний ракетного комплекса, не закончены;
1973 год, январь-август — доработка ракетного комплекса;
1973 год, 11 сентября — начало испытаний ракет Р-27К;
1973 – 1975 год — испытания с большими перерывами на доработки ракетного комплекса;
1975 год, 15 августа — подписание приемного акта и прием в состав ВМФ СССР;
1980 год, 3 июля — исключена из состава ВМФ в связи со сдачей В ОФИ для демонтажа и реализации;
1981 год, 31 декабря — расформирована;
80-е годы — после вырезки ракетных отсеков (на СРЗ-35 или, скорее всего, на СРЗ "Нерпа") какое-то время (возможно) использовалась в качестве блокшкива, а позже отбуксирована и брошена в бухте Незаметная губы Оленья (предположительно);
2006 год — находилась (предположительно) в полузатопленном состоянии в бухте Незаметная губы Оленья (Мурманская область);
Краткая хронология создания и испытаний ракеты 4К18 [5, 6, 7]

1962 год, апрель — постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров о создании ракетного комплекса Д-5 с ракетой 4К10;
1962 год — аванпроект;
1963 год — предэскизный проект, разработаны два варианта системы наведения: с двухэтапным, баллистическим плюс аэродинамическим и с чисто баллистическим наведением на цель;
1967 год — завершение испытаний 4К10;
1968 год, март — принятие на вооружение комплекса Д-5;
конец 60-х годов — проведены комплексные испытания на ЖРД второй ступени БРПЛ Р-27К (второй апробированный «утопленник»);
1970 год, декабрь — начало испытаний 4К18;
1972 год, декабрь — в Северодвинске начался этап совместных ленных испытаний комплекса Д-5 пусками ракеты 4К18 м подводной лодки пр. 605;
1973 год, ноябрь — завершение испытаний двухракетным залпом;
1973 год, декабрь — завершение этапа совместных лётных испытаний;
1975 год, сентябрь — постановлением правительства работы по комплексу Д-5 с ракетой 4К18 завершены;
Технические параметры БРПЛ 4К18

Стартовая масса (т) — 13,25
Максимальная дальность стрельбы (км) — 900
Головная часть — моноблочная с наведением на подвижные цели
Длина ракеты (м) — 9
Диаметр ракеты (м) — 1,5
Количество ступеней — две
Топливо (на обеих ступенях) — несимметричный диметилгидразин+азотный тетраоксид
Описание конструкции

Системы и агрегаты ракет 4К10 и 4К18 были практически полностью унифицированы по двигателю первой ступени, ракетно-стартовой системе (пусковому столу, переходнику, способу пуска, стыковке ракеты с подводной лодкой, ракетной шахте и её комплектации), технологии изготовления обечаек и днищ, технологии заводской заправки топливом и ампулизации баков, агрегатам наземного оборудованияи, средствам погрузки, схеме прохождения от завода-изготовителя до подводной лодки, до складов и арсеналов ВМФ, по технологиям эксплуатации на флотах (в том числе на подводной лодке) и т. д. [6]
Ракета Р-27 (4К-10) - одноступенчатая ракета с двигателем на жидком топливе. Является родоначальницей морского жидкостного ракетостроения. В ракете реализована совокупность схемно-компоновочных и конструктивно-технологических решений, ставших базовыми для всех последующих типов жидкостных ракет:
•цельносварные конструкции корпуса ракеты;
•введение «утопленной» схемы двигательной установки - расположение двигателя в баке горючего;
•применение резинометаллических амортизаторов и размещение элементов стартовой системы на ракете;
•заводская заправка ракет долгохранимыми компонентами топлива с последующей ампулизацией баков;
•автоматизированное управление предстартовой подготовкой и залповой стрельбой.
Данные решения позволили кардинально уменьшить габариты ракеты, резко повысить ее готовность к боевому применению (время предстартовой подготовки составило 10 мин, интервал между пусками ракет - 8 с), упростить и удешевить эксплуатацию комплекса в повседневной деятельности. [8]
Корпус ракеты, выполненный из сплава Амг6, был облегчен за счет применения метода глубокого химического фрезерования в виде «вафельного» полотна. Между баком горючего и баком окислителя помещалось двухслойное разделяющее днище. Такое решение позволило отказаться от межбакового отсека и тем самым сократить габариты ракеты. Двигатель был двухблочный. [9] Тяга центрального двигателя составляла 23850 кг, двигателей управления — 3000 кг, что в сумме составляло 26850 кг тяги на уровне моря и 29600 кг в вакууме и позволяло развивать ракете на старте ускорение в 1,94 g. Удельный импульс на уровне моря составлял 269 секунд, в вакууме — 296 секунд [10].
На второй ступени также был установлен двигатель типа «утопленник». Успешное преодоление проблем, связанных с внедрением нового типа двигателей на обоих ступенях было обеспечено усилями многих конструкторов и инжнеров, возглавляемых лауреатом Ленинской премии, ведущим конструктором первого «утопленника» (БРПЛ РСМ-25, Р-27К и Р-27У) А. А. Бахмутовым, являющимся соавтором «утопленника» (совместно с А.М.Исаевым и А.А.Толстовым) [11].
В нижней части ракеты был установлен переходник, предназначавшийся для ее стыковки с пусковой установкой и создания воздушного “колокола”, снижающего пик давления при запуске двигателя в затопленной водой шахте [12].
На БР Р-27 впервые установлена инерциальная система управления, чувствительные элементы которой размещались на гиростабилизированной платформе.
Пусковая установка принципиально новой схемы. Она включала в себя пусковой стол и размещаемые на ракете резиново-металлические амортизаторы (РМА). Ракета была без стабилизаторов, что в сочетании с РМА позволило уменьшить диаметр шахты. Корабельная система повседневного и предстартового обслуживания ракеты обеспечивала автоматизированное дистанционное управление и контроль за состоянием систем с единого пульта, а автоматизированное централизованное управление предстартовой подготовкой, стартом ракет, а также проведение комплексных регламентных проверок всех ракет осуществлялось с пульта управления ракетным оружием (ПУРО).
Исходные данные для стрельбы вырабатывала боевая информационно-управляющая система «Туча» - первая отечественная многоцелевая автоматизированная корабельная систеа, обеспечивающая применение ракетного и торпедного оружия. Кроме того, “Туча” осуществляла сбор и обработку информации об окружающей обстановке, а также решение навигационных задач. [9].
Работа ракеты

Первоначально была принята схема отделяемой головной части с высоким аэродинамическим качеством, управляемой аэродинамическими рулями и пассивной радиотехнической системой наведения. Размещение головной части планировалось на одноступенчатом носителе, унифицированном с ракетой 4К10.
В следствие появления ряда непреодлимых проблем, а именно: невозможность создания радиопрозрачного обтекателя для антенн наведения необходимых размеров, возрастание габаритов ракеты вследствие ростом массы и объёмов аппаратуры систем управления и самонаведения, что делало невозможным унификацию пусковых комплексов, наконец, с возможностями систем разведки и целеуказания и с алгоритмом учёта «устаревания» данных целеуказания. [6]
Целеуказание обеспечивалось двумя радиотехническими системами: спутниковой системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда» и авиационной «Успех-У». В составе МКРЦ «Легенда» находились спутники двух типов: УС-П (индекс ГРАУ 17Ф17) и УС-А (17Ф16-К). УС-П, являющийся спутником радиотехнической разведки, обеспечивал выдачу целеуказаний за счёт приёма радиоизлучений, испускаемых авианосной ударной группировкой. УС-А действовал по принципу радиолокации. Система «Успех-У» имела в своём составе самолёты Ту-95РЦ и вертолёты Ка-25РЦ. [3]
За время обработки данных, поступивших со спутников, передачи целеуказания на подводную лодку, приведение в готовность баллистической ракеты и за время её полёта цель могла уйти от своего первоначального положения на 150 км. Аэродинамическая схема наведения не удовлтворяла этому требованию. [6]
По этой причине в предэскизном проекте были разработаны два варианта двухступенчатой ракеты 4К18: с двухэтапным, баллистическим плюс аэродинамическим и с чисто баллистическим наведением на цель. При первом способе наведение производится в два этапа: после захвата цели боковой антенной системой с повышенной точностью пеленгации и дальностью обнаружения (до 800 км) траектория полёта корректируется повторным запуском двигателя второй ступени. (Возможна двукратная баллистическая коррекция.) На втором этапе, после захвата цели носовой антенной системой, головная часть наводится на цель уже в атмосфере, обеспечивая точность попадания, достаточную для применения заряда малого класса мощности. К носовым антеннам в этом случае предъявляются низкие требования по углу обзора и аэродинамической форме обтекателя, поскольку потребная зона наведения уже уменьшена почти на порядок.
Применение двух антенных систем исключает непрерывное слежение за целью и упрощает носовую антенну, но усложняет гироприборы и требует обязательного применения бортовой цифровой вычислительной машины. В итоге длина управляемой головной части составила менее 40% от длины ракеты, а максимальная дальность стрельбы сократилась на 30% от заданной.
Именно поэтому в предэскизном проекте ракеты 4К18 рассматривался вариант только с двукратной баллистической коррекцией; в нём серьёзно упрощена бортовая система управления, конструкция ракеты и головной части (т. е. боевого блока), увеличена длина топливных баков ракеты, а максимальная дальность стрельбы доведена до требуемого значения. Точность наведения на цель без атмосферной коррекции значительно ухудшилась, поэтому для уверенного поражения цели применили неуправляемый боевой блок с зарядом повышенной мощности.
При эскизном проектировании был принят вариант ракеты 4К18 с пассивным приёмом радиолокационного сигнала, излучаемого корабельным соединением противника и с баллистической коррекцией траектории путём двукратного включения двигателей второй ступени на внеатмосферном участке полёта.
Испытания

Ракета Р-27К прошла полный цикл конструкторской и экспериментальной отработки; были разработаны рабочая и эксплуатационная документация. С наземного стенда на Государственном центральном полигоне в Капустином Яре было проведено 20 пусков, из них 16 с положительными результатами.
Для ракеты Р-27К по пр. 605 была переоборудована дизель-электрическая подводная лодка пр. 629. Пускам ракеты с подводной лодки прдешествовали бросковые испытания макетов ракеты 4К18 на специально созданном по конструкторской документации ЦПБ «Волна» погружающемся стенде ПСД-5 [5, 7]. Первый пуск ракеты 4К18 с подводной лодки в Северодвинске проведён в декабре 1972 г., в ноябре 1973 г. лётные испытания были завершены двухракетным залпом. Всего с лодки было пущено 11 ракет, в том числе 10 пусков — успешные. На последнем пуске обеспечено прямое (!!!) попадание боевого блока в судно-мишень. Особенностью этих испытаний было то, что на боевом поле устанавливали баржу с работающей радиолокационной станцией, которая имитировала крупную цель и по излучению которой наводилась ракета. Техническим руководителем испытаний был заместитель главного конструктора Ш. И. Боксар.

Боксар Шая Ионович (24.08.1921- 3.05.1997). Родился в г. Кременчуге (ныне Полтавской обл., Украина). Участник Великой Отечественной войны (1941-1945). Окончил Ленинградский институт точной механики и оптики, электро-приборостроительный факультет по специальности "Электромеханика" (1952). К. т. н. Служил в СА (1939-1946). Работал в г. Калининграде Московской обл. на заводе № 88 МОП: ст инженер, начальник цеха (1952-1955); в гг. Златоусте, Миассе Челябинской обл. в Специальном конструкторском бюро № 385 (в последующем - Конструкторское бюро машиностроения) (1955-1991): зам начальника отдела, зам. главного конструктора по управлению и телеметрии. С 1986 г. - ст. н. с. Участник серийного освоения в СКБ-385 оперативно-тактической ракеты Р-11, разработки оперативно-тактической ракеты Р-17 и первого, второго и третьего поколений стратегических морских комплексов с ракетами Р-11ФМ, Р-13, Р-21, Р-27, Р-27У, Р-27К, Р-29, Р-29Р, Р-39, Р-29РМ и пяти их модификаций в части организации разработки и отработки систем управления и телеметрического контроля ракет. Ленинская премия (1961). Медаль им. академика В. П. Макеева (1992).
Постановлением Правительства работы по комплексу Д-5 с ракетой 4К18 завершены в сентябре 1975 г. Подводная лодка пр. 605 с ракетами 4К18 находилась в опытной эксплуатации до 1982 г. [6], по другим данным до 1981 года [5, 7, 8, 9].

Карпов Владилен Вкиторович (13.09.1931-26.02.1990). Родился в Ленинграде. Окончил ВВМУ инженеров оружия, факультет реактивного оружия по специальности "Инженер по приборам управления стрельбой реактивного оружия" (1957). К. т. н. (1969). Служил в Институте-4 ВМФ (затем НИИ вооружения ВМФ) в должностях: мл. н. с. (1957-1969); ст. н. с. (1969-1986); начальника научно-исследовательской лаборатории (1986-1989). В 1989 г. уволен в запас. Участвовал более чем в 20 НИР по обоснованию создания новых комплексов с баллистическими ракетами ВМФ (в части системы управления), а также возможности наведения баллистических ракет на морские подвижные цели. Участвовал в опытно-конструкторской работе по созданию баллистической ракеты 4К-18 с головной частью, самонаводящейся на морские цели, и в испытаниях этой ракеты на наземном полигоне и с подводной лодки. В 1980 г. комплекс был принят в опытную эксплуатацию. Автор более 10 научных статей по вопросам управления головными частями при самонаведении и маневрировании. Автор 5 авторских свидетельств на изобретения.
Таким образом, из 31 запущенной ракеты условную цель поразили 26 ракет — небывалый успех для ракеты. 4К18 же была ракетой принципиально новой, никто до этого ничего подобного не делал, и эти результаты как нельзя лучше характеризуют высокий технологический уровень советского ракетостроения. Также в значительной мере успех обусловлен тем, что 4К18 поступила на испытания на 4 года позже, чем 4К10.
Но почему же 4К18 не поступила на вооружение? Причины называются разные. Во-первых, отсутствие инфраструктуры разведки целей [6]. Не стоит забывать, что в то время, когда испытывалась 4К18, система МКРЦ «Легенда» также ещё не была поставлена на вооружение, система целеуказания же на базе авиационных носителей не смогла бы обеспечить глобального наблюдения.
Называются технические причины, в частности, упоминается «ошибка проектанта в электросхеме, снижающая вдвое надежность наведения БРПЛ 4К18 на подвижные радиоизучающие цели (авианосцы), [Которая] была устранена при анализе причин аварий двух испытательных пусков.» [13]
Затягивание испытаний произошло в том числе в связи с недопоставками систем управления ракетой и комплекса целеуказания [5].
С подписанием в 1972 г. Договора ОСВ-2 предусмотренные к строительству ПЛАРБ пр.667В с ракетами Р-27К, не имевшие функционально обусловленных наблюдаемых отличий от кораблей пр.667А - носителей стратегических Р-27, автоматически попали в зачет ограниченных Договором ПЛ И ПУ. Развертывание нескольких десятков Р-27К соответственно сокращало число стратегических БРПЛ. Несмотря на, казалось бы, более чем достаточное число таких БРПЛ, разрешенных для развертывания советской стороне - 950 ед., любое уменьшение стратегической группировки в те годы считалось неприемлемым. В результате, несмотря на формальное принятие комплекса Д-5К в эксплуатацию постановлением от 2 сентября 1975 г., число развернутых ракет не превысило четырех единиц на единственной опытовой ПЛ пр.605.
Наконец, последняя версия — подковёрная борьба руководителей бюро, выпускавших противолодочные комплексы. В. П. Челомей посягнул на вотчину Туполева и Челомея и, возможно, проиграл.
Надо заметить, что на конец 60-х гг работы по созданию противолодочных комплексов шли широким фронтом: выпускалась модифицированные бомбардировщики Ту-16 10-26 с ракетами П-5 и П-5Н, в стадии разработки находились проекты самолётов Ту-22М2 (разрабатывавшийся в КБ Туполева) с ракетой Х-22 и Т-4 «Сотка» с принципиально новой гиперзвуковой ракетой, разрабатывавшийся в КБ, возглавляемом Сухим. Велась разработка противкорабельных ракет для подводных лодок «Гранит» и 4К18.
Из всего этого громадья работ не были осуществлены наиболее экзотичные — Т-4 и 4К18. Быть может, правы сторонники теории сговора высших чинов и глав заводов о приоритете выпуска определённой продукции. А, может быть, причиной была экономическая целесообразность и более низкая эффективность была пренесена в жертву возможности массового выпуска продукции? Аналогичная ситуация сложилась в ходе Второй мировой войны: немецкое командование, сделавашее ставку на wunderwaffe, удивительное оружие, проиграло войну. Ракетные и реактивные технологии дали неслыханный толчок в послевоенном технологическом развитии, но не помогли выиграть войну. Скорее, наоборот, измотав экномику Рейха. Приблизили его конец.
Наиболее вероятной автору представляется следующая гипотеза. С появлением ракетоносцев Ту-22М2 стал возможен пуск ракет с дальней дистанции и уход от истребителей противника на сверхзвуковой скорости. Снижение вероятности перехвата ракет обеспечивалось установкой на части ракет средств постановки помех [14]. Как указывается, эти меры оказались настолько эффективны, что на учениях из 15 ракет не была перехвачена ни одна. В таких условиях создание новой ракеты, имеющей даже несколько меньшую дальность (900 км против 1000 у Ту-22М2) было слишком расточительным.
Комплекс Д-13 с противокорабельной ракетой Р-33

(цитируется по книге "Конструкторское бюро машиностроения имени академика В. П. Макеева")

Параллельно с опытно-конструкторской разработкой комплекса Д-5 с противокорабельной баллистической ракетой Р-27К шли исследовательские и проектные работы по другим вариантам противокорабельных ракет, использующих комбинированный активно-пассивный визир-корректор и самонаведение на атмосферном участке полета для поражения приоритетных целей в авианосно-ударных группах или конвоях. При этом в случае положительных результатов можно было перейти на ядерные боеприпасы малого и сверхмалого классов мощности или использовать обычные боеприпасы.
В середине 60-х гг. выполнялись проектные проработки ракет комплекса Д-5М с увеличенной длиной и стартовой массой относительно ракет комплекса Д-5. В конце 60-х гг. стали исследоваться ракеты с повышенной энергетикой типа Р-29 комплекса Д-9. В июне 1971 г. вышло постановление правительства о создании ракетного комплекса Д-13 с ракетой Р-33, оснащенной комбинированными (активно-пассивными) средствами и аппаратурой самонаведения головных частей на нисходящем участке. Согласно постановлению в конце 1972 г. представлялся аванпроект и выпускалось новое постановление, уточняющее этапы разработки (испытания ракеты с подводной лодки первоначально задавались на 1977 г.). Постановлением прекращались работы по размещению комплекса Д-5 с ракетой Р-27К на подводной лодке пр. 667А; были установлены: масса и габариты ракеты Р-33, аналогичные ракете Р-29; размещение ракет Р-33 на подводных лодках пр. 667Б; применение моноблочной и разделяющейся головных частей со специальным и обычным снаряжением; дальность стрельбы до 2,0 тыс. км.
В декабре 1971 г. Совет главных конструкторов определил первоочередные работы по комплексу Д-13:
- выдать исходные данные по ракете;
- согласовать тактико-технические задания на составные части ракеты и комплекса;
- сделать проработки облика ракеты с аппаратурой, принятой к разработке в аванпроекте (аппаратура на ракете-носителе около 700 кг, объем - два кубометра; на самонаводящемся блоке разделяющейся головной части - 150 кг, двести литров).
Состояние работ на середину 1972 г. было неудовлетворительным: дальность стрельбы снизилась на 40% вследствие увеличения переднего отсека ракеты до 50% от длины ракеты Р-29 и уменьшения стартовой массы ракеты Р-33 по сравнению с ракетой Р-29 на 20%.
Кроме того, были определены и проблемные вопросы, связанные с работой комбинированного визира в условиях плазмообразования, с защитой антенн от тепловых и механических воздействий при баллистическом полете, с получением приемлемого целеуказания, с использованием существующих и перспективных средств космической и гидроакустической разведки.
В итоге была предложена двухэтапная разработка аванпроекта:
- во II кв. 1973 г. - по системам ракеты и комплекса с определением возможности достижения требуемых характеристик, уровень которых был установлен на Совете главных конструкторов в декабре 1971 г. и подтвержден решением Коллегии Министерства общего машиностроения в июне 1972 г.;
- в I кв. 1974 г. - по ракете и комплексу в целом; при этом ставилась задача согласовать в процессе проектирования вопросы разработки, связанные с моделью противника, с моделью противодействия противника, а также с проблемами целеуказания и средствами разведки.
Аванпроект по ракете и комплексу был разработан в июне 1974 г. Прогнозировалось уменьшение заданной дальности стрельбы на 10-20%, если остаться в габаритах ракеты Р-29Р, или на 25-30%, если решить проблемы плазмообразования. Проведение совместных летных испытаний с подводной лодки намечалось на 1980 г. Аванпроект рассматривался в Институте вооружения ВМФ в 1975 г. Постановления правительства на дальнейшую разработку не было. Разработка комплекса Д-13 не была включена в пятилетний план НИОКР на 1976-1980 гг., утвержденный постановлением правительства. Такое решение было обусловлено не только проблемами разработки, но и положениями Договоров и договорного процесса по ограничению стратегических вооружений (ОСВ), которые относили противокорабельные баллистические ракеты к стратегическому оружию по внешним признакам.
Настоящее время

Пожалуй, стоит начать эту главу с сенсационного сообщения информагентств [15]:
«Китай разрабатывает баллистические противокорабельные ракеты, сообщает Defense News.
По утверждению ряда военных аналитиков из США и Тайваня, в 2009-2012 годах Китай начнет развертывание противокорабельного варианта баллистических ракет DF-21. Как утверждается, головные части новой ракеты способны поражать движущиеся цели. Использование таких ракет позволит уничтожить авианосцы, несмотря на мощную ПВО корабельных соединений.
Как отмечают специалисты, современные корабельные средства ПВО не способны поражать головные части баллистических ракет, падающие на цель вертикально со скоростью несколько километров в секунду.
Первые эксперименты с баллистическими ракетами вв качестве противокорабельных проводились в СССР в 70-х годах, но тогда они не увенчались успехом. Современные технологии позволяют оснастить боеголовку баллистической ракеты радаром либо инфракрасной системой наведения, что обеспечивает поражение движущихся целей»
Здесь необходимо отметить, что утверждение о том, что перехватить подобную ракету (Antiship ballistic missile – ASBM) невозможно, не соответствует истине. Оставим в стороне утверждения российских военных о возможности комплекса С-300 (и, соответственно, его морской модификации) перехватывать баллистические цели, так как о реальных перехватах ракет не сообщалось. Но есть др
Категория: Межпланетные полеты | Добавил: C-400 (2009/05/24)
Просмотров: 25981 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3 |

Всего комментариев: 3
3  
Рекомендовал мне url: http://srub-dizain.ru/articles/94-profilirovanniybrus - профилированный брус из ели Александров
и я захотел быстренько выстроить себе халабудку на даче! Мне в то время нужен был брусок для дома. Короче перешёл я туда и воспользовался их услугами! Там конечно всё качественно сделано и профилированный брус камерной сушки тяжело купить. Всему данному действию сопутствовала навигация сайта, которую не мог не заметить.Круто конечно то, что это производитель бруса – но удобности никакой.

2  
Бывает же такое! Вот в yahoo попал на страничку http://rentrealtycrimea.com/kvartiry-dlitelno/page/1/ - сдам недвижимость Симферополь
и впал в гнев. Вот теперь даже не поздоровался с Вами! В общем сдам апартаменты Симферополь
,я узрел и осознал, что настоящая житуха только начинает свой путь – раз присутствуют такие объявления. Поэтому всем рекомендую линк http://rentrealtycrimea.com с недвижимостью Симферополя.

1  
Ничайно нарыл не обычное предложение и офигел! Написано оно было так: сдаю 6 комнатную комнату в жк http://opa.od.ua/tags/%E6%EA+%D2%E8%F2%E0%ED%E8%EA/ - Титаник
Одесса Украина. Поблизости : клуб Рай , песочный холмы , стоянка для авто и Бунгало . Жилье с офигенным авторским дизайном , испанской качественной мебелью и недорогой бытовой техникой.

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright WMA © 2017