Марс-проект Вернера фон Брауна – несбывшиеся мечты Автор: А. Хороших Введение Пожалуй, не будет сильным преувеличением утверждение, что вся ракетно-космическая техника XX в. зародилась с созданием ракеты Фау-2. Конечно же, до неё были другие жидкостные ракеты, однако Фау-2 отличала от остальных ракет одна из её характеристик, а именно стартовая масса. Постепенное увеличение массы ракеты от 150 кг у ракеты А-1 [1], 750 кг у А-3, и, наконец, 12,5 т у Фау-2. Наступил тот момент в ракетостроении, когда количественная характеристика – стартовая масса ракеты – перешла в качественную. Упомяну лишь две глобальные проблемы, которые были решены в ходе создания Фау-2. Прежде всего, были созданы двигатели, способные поднять и разогнать такую ракету до необходимой скорости. Значительная масса ракеты требовала и значительной тяги, порядка 25 т. В то время двигателей с подобной тягой не было ещё ни у кого в мире, максимальная тяга составляла от 450 кг [2] до 1500 кг [3]. Вот как отзывались советские специалисты, обследовавшие части ракет Фау-2, найденные на полигоне в Дебице [3]: " Войдя в зал, я сразу увидел грязно-чёрный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов. Я спросил: — Что это, Виктор Федорович? — Это то, чего не может быть! — последовал ответ. ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли." Рис. 1 Камера сгорания двигателя Фау-2 Рис. 2 Форкамеры и двойная стенка двигателя крупным планом. В форкамерах (иначе предкамеры) производилось предварительное смешение кислорода и спирта. В дальнейшем от них отказалсиь ввиду удовлетворительного смешения топлива при обычном расположении форсунок. Большая масса ракеты и мощный двигатель позволяли достичь огромных скорости – около 1600 м/с, дальности – 320 км, и высоты – вплоть до 160 км [4]. Другой важной проблемой была реализация управления на больших дистанциях. Требовалось обеспечить отклонение ракеты на дистанциях порядка 300 км не превышающее нескольких километров. Задача была успешно выполнена,стпень её сложности так характеризует Б. Е. Черток, специалист по системам управления [3]: " А система автоматического управления! Одно дело показать, что принципиально, теоретически для данного уровня техники можно управлять полетом ракеты и соответственно режимом двигателя в полете на дальность 300 км, а совсем другое дело практически осуществить эту задачу, доведя всю систему до уровня, пригодного для принятия на вооружение!" Повторюсь, ракет с подобными характеристиками в других странах не создавалось, и до некоторых пор все разговоры о полёте в космос были не более чем мечтой. Однако с появлением Фау-2 мечты обретали реальное воплощение – становилось возможным создание ракеты, способной вынести человека на орбиту Земли, а возможно – и далее. Вернер фон Браун, главный конструктор Фау-2, не смотря на чин штурмбанфюрера, не был фашистом. Не по его приказу строился и завод Миттельверк, где ракеты Фау-1, Фау-2, а также двигатели для реактивных бомбардировщиков строили в ужасных условиях заключённые концлагеря "Дора". Нет, это был гениальный мечтатель, целью и страстью которого были космические перелёты. Даже в самый разгар Второй мировой войны он бредил, как и в юношеские годы, дальними планетами. В связи с этим можно вспомнить две совершенно разные истории из его биографии, тем не менее, характеризующие его увлечённость. Первая из них произошла в 1943 г., когда доктор Клаус Шеффелин и Вернер фон Браун решили пойти на яхте в сторону острова Грайфсвалде-Ойе. Над головой сияла полная луна. Вернер обратился к своему спутнику: "Мы должны добраться туда!" На что доктор Шеффелин возразил: "Но при таком ветре нам ни за что не добраться до Ойе!" "Нет, не до Ойе, до Луны!" [4]. В дальнейшем фон Браун и его коллеги сделали попытку оценить размеры ракеты, которая могла доставить двух космонавтов на Луну. Её парметры незначительно отличались от таковых "Сатурна-5". И совсем по-иному закончилась вторая. Нацистское командование было недовольно ходом работ по Фау-2, особенно низким темпом выпуска ракет а также их низкой надёжностью. Поэтому когда поступили сведения, что доктор фон Браун занимается не только разработкой ракеты Фау-2, но также проектирует корабль для полёта на Марс, гестапо арестовало его, а также инженеров. Клауса Риделя и Гельмута Греттрупа. Генералу Дорнбергеру, как руководителя ракетной программы, было приказано немедленно явиться в Берхтесгаден к фельдмаршалу Кейтелю. На следующий день Кейтель разъяснил Дорнбергеру, что арестованные, вероятно, будут казнены, так как обвиняются в саботаже разработки проекта ракеты А-4. Был якобы подслушан их разговор о том, что работа над ракетой А-4 ведется ими по принуждению, тогда как их заветной целью являются межпланетные путешествия. Лишь заверения Дорнбергера руководства в необходимости фон Брауна для продолжения работ спасли ему жизнь [5]. После того, большая часть персонала Пенемюнде была вывезена в США для продолжения работы над Фау-2, у фон Брауна появилась возможность заниматься не только развитием ракетных вооружений, но и созданием проектов межпланетных кораблей. История появления и развития проекта фон Брауна После окончания Второй мировой войны Вернер фон Браун, генерал-лейтенант Вальтер Дорнбергер и более 100 сотрудников из Пенемюнде сдались американским войскам. После этого их тайно переправили на территорию США, причем их присутствие в стране некоторое время скрывалось даже от Государственного департамента США. Поначалу их разместили на полигоне Уайт-сендз, где проводились испытания захваченной ракеты «Фау-2». Постепенно количество испытаний уменьшалось, заказа на новую ракету не было, так как американские власти делали ставку на межконтинентальные бомбардировщики, а не на баллистические ракеты. В результате у фон Брауна и его коллег оказалось достаточно свободного времени, которое фон Браун решил занять созданием Das Marsprojekt («Марс-проект»). Первые оценки по этому проекту были сделаны в 1948 году. В 1950 году в Западной Германии была издана книга, посвящённая этому проекту, а в 1953 году она была издана в США. Марс-проект был первой серьёзной проработкой пилотируемой экспедиции на Марс. Заключался это проект в следующем. По замыслу фон Брауна, это не был бы просто полёт на Марс, эта миссия предназначалась для очень подробного изучения Марса. Для отработки этого проекта на Земле создавалась Антарктическая модель (в Антарктиде имитируются крайне трудные условия существования на Марсе, в частности, низкие температуры). Экспедиция состояла из 70 человек (для сравнения: современные марсианские проекты подразумевают экипаж из 3-6 человек), размещённых на 10 кораблях, каждый из которых весил по 3720 тонн [6]. Для сборки этой армады кораблей на орбите фон Браун предлагал создать полностью многоразовую трёхступенчатую ракету на топливе гидразин+азотный тетроксид. Такая ракета должна была поднимать на орбиту груз в 39,5 тонн, из которых 25 тонн приходилось бы на конструкцию марсианского корабля, а 14,5 тонн – на топливо для него. Запуски предполагалось производить с атолла Джонсона в Тихом океане. Всего требовалось совершить 950 запусков за 8 месяцев (примерно по 4 запуска ежедневно!). Для их совершения предполагалась постройка 46 ракет-челноков. Рис. 3 Ракета, предназначенная для доставки грузов с Земли в космос Примечательны характеристики этой ракеты. Она имела стартовую массу 7000 тонн. При этом на топливо приходилось 5583 тонны, а на груз – лишь около 40 [7]. Для сравнения: с использованием современных технологий ракета массой порядка 700 тонн на кислород-водородном горючем выводит тот же вес на орбиту. Такое малое совершенство было из-за низкого уровня техники тех дней, а также низкой скорости истечения топлива. На первой ступени стоял 51 двигатель суммарной тягой 14000 тс; общий расход топлива 5200–6860 т. Вторая ступень: 34 двигателя тягой 1750 тс, расход топлива – 770 т. Третья ступень – пилотируемый крылатый космический корабль-челнок, приземляющийся по-самолетному, – имела пять двигателей тягой 220 тс, расход топлива – 90 т. Она должна была выводить на орбиту высотой 1730 км (1075 миль) и периодом обращения 2 часа полезный груз 33–36.5 т [8]. Первая и вторая ступени должны были приводняться на парашютах в 300 и 1500 километрах от места старта соответственно. Третья ступень, оборудованная крыльями, после отделения груза и перекачки топлива в баки корабля или космической станции, должна была планировать к атоллу Джонсона. Таким образом, ракета фон Брауна представляла из себя полностью многоразовое транспортное средство. За счёт этого фон Браун планировал снизить цену выведения полезного груза. Топливо в каждом рейсе должно было стоить 500 тысяч $, а весь рейс, если не спасать ступени, – 100 млн. $ [8]. Здесь стоит сделать очень важное замечание. Полёт на Марс не планировался как самостоятельная экспедиция, оторванная от остальных проектов по освоению космоса. Наоборот, полёт на Марс был кульминацией всей программы исследования Солнечной системы. Средства, используемые в одной из программ, применялись и в другой. Безусловно, это имело громадные преимущества перед остальными проектами: многоцелевое использование объектов снижало стоимость программы, а отказ или сворачивание одного из проектов не влияло на программу в целом. Необходимо сказать несколько слов о самой программе. С использованием блоков, доставленных многоразовыми ракетами, предполагалось создать на орбите космическую станцию. Эта станция должна была служить для исследования поверхности Земли, астрофизических исследований, служить стапелем для сборки ракет, летящих к другим телам Солнечной системы и, возможно, являться носителем оружия, в том числе и ядерного. Рис. 4 Орбитальная станция проекта фон Брауна Станция должна была собираться из 20 секций армированного пластика в течении 10 лет. Стоимость станции оценивалась в 4 млрд. $. Каждая секция представляла самостоятельный модуль, отдельно выводимый на орбиту. После сборки станция надувалась и принимала форму тора диаметром 76,6 м. Фон Браун не считал, что невесомость опасна для человека (это отразилось в Марс-проекте: проблеме длительного влияния невесомости не уделялось должного влияния из-за отсутствия экспериментальных данных), но всё же предусмотрел вращение станции со скоростью 2-5 оборотов в минуту. Всего на станции должны были постоянно находиться 80-100 человек. Как уже упоминалось, главной задачей станции была сборка исследовательских межпланетных кораблей. Первой такой миссией должен был быть полёт к Луне. «…Аппарат для 10-дневного рейса к Селене собирается бригадами станции из частей. Баки, изготовленные в открытой рамочной конструкции, заполняются топливом… После соединения трубопроводов и электропроводки сверху конструкции крепится сферическая кабина экипажа, предварительно оборудованная на Земле системами регенерации воздуха и воды, навигации, управления и коммуникаций… Результатом будет необычно выглядящее транспортное средство, способное проделать путешествие от космической станции вокруг Луны и назад…» Как и для сборки марсианского комплекса, для сборки лунных кораблей, пусть и меньших размеров, требовалось запустить огромное, по современным представлениям, количество ракет. Сборка должна была осуществляться рабочими с орбитальной станции. Сообщение между строящимися кораблями и модулями станции должно было осуществляться с помощью сферических «такси», что позволило бы строителям работать без скафандров. Экспедиция начиналась со сборки монтажными бригадами космической станции трех лунных кораблей длиной 48.8 м (160 футов) и поперечником 36.6 м (120 футов) каждый. Корабли массой по 3900–4400 т представляли собой ажурные конструкции, на которых подвешивались пятиэтажные кабины экипажа, пластиковые топливные баки и 30 двигателей с общей тягой 369–407 тс. Два корабля – это «лунные дома» на 20 членов экипажа каждый; третий корабль – грузовой, управляемый командой из 10 человек. Для сборки кораблей требовалось 360 запусков ракет-челноков, из них 347 должно было производиться с целью доставки 2 млн. т топлива для экспедиции. На Земле предполагалось создать специальный ракетодром. После 240 дней подготовительной работы на орбите корабли должны были стартовать и через 5 дней приблизиться к цели. Автоматика включала тормозные ЖРД, которые мягко вели корабли к лунной поверхности. После того, как опоры – «паучьи лапы» – ударяли в грунт, экспедиция оказывалась на Луне. Из грузового корабля экипажи выгружали оборудование – три транспортных средства (лунохода) для исследования поверхности Луны на значительных расстояниях от места прилунения. Жилой и лабораторный модуль предполагалось засыпать лунным грунтом – почва обеспечивала защиту от метеоритов и радиации. После 6 недель исследований команды на двух кораблях отправлялись в обратный путь; грузовой корабль оставался на Луне [8]. Однако вернёмся к марсианской экспедиции. В то время ещё не было ядерных реакторов для получения энергии, а также солнечных элементов достаточно большой площади, поэтому корабль фон Брауна двигался за счёт химической энергии. Это обуславливало и выбор гоманновской траектории полёта. Всего было 7 пассажирских и три грузовых судна. Пассажирские корабли имели 20 метровые сферы для жилья десяти астронавтов и 365,5 тонн топлива для возвращения с орбиты Марса на Землю. Каждый грузовой корабль нёс один 200 тонный посадочный аппарат и 195 тонн топлива. Особенностью экспедиции было то, что перед пилотируемой миссией не планировалось никаких автоматических полётов с целью предварительного исследования Марса, поэтому экспедиция подвергалась заметному риску при посадке на Марс. Сама экспедиция должна была протекать следующим образом: • Корабли включали двигатели тягой в 200 тонн на 66 минут и ложились на курс полёта к Марсу. Приращение скорости было равным 3960 м/с. Идеальным было приращение скорости, равным 3310м/с, но из-за гравитационных потерь при длительном разгоне приходилось тратить дополнительное топливо. В ходе разгона сжигалось 2814 тонны горючего, что составляло 78% от массы корабля. Примечательно, что горючее предполагалось хранить в четырёх пластиковых мешках, масса каждого была лишь 4 тонны! Между кораблями было возможно сообщение с помощью «космического такси» • При приближении к Марсу происходило торможение и выход на орбиту высотой в 1000 км. Для этого требовалось изменить скорость на 2210 м/с и израсходовать 492 тонны ракетного горючего. После сброса двухтонных баков команда приступала к поискам подходящего места посадки на экваторе. • Один из посадочных модулей отделялся от корабля и горизонтально приземлялся на лыжах на полярную шапку. Предполагалось, что только на ней может находиться достаточно ровное место для посадки. Посадочный модуль не имел стартовой ступени, вместо них имелось 125 тонн оборудования, включающего средства для жизни и ровер для передвижения. • Команда планера должна была совершить путешествие длиной 6500 км за 80 дней на экватор, где экипажем оборудовалась база и посадочная площадка. • Два остальных посадочных модуля, оснащённые колёсными шасси, садились на приготовленную полосу. Эти модули должны были иметь взлётные ступени для доставки экипажа обратно на орбиту Марса. После посадки они приводились в вертикальное положение для старта с Марса. Таким образом, на Марсе высаживалось 50 человек. Остальные 20 должны были находиться на орбите и вести наблюдения с орбиты, а также ремонтировать корабли и готовить их к полёту на Землю. • Участники экспедиции на Марсе устанавливали надувные жилища и начинали 400 дневное исследование Марса. Рис. 5 Марсианская база • Участники экспедиции в ракетах вместе с собранными материалами стартовали на околомарсианскую орбиту. • Корабли ложились на курс к Земле, для этого требовалось приращение скорости в 2210 м/с и сжигание 222 тонн горючего. • Полёт к Земле должен был длиться 260 суток. • Торможение у Земли длилось всего 163 секунды из-за гораздо меньшей массы кораблей (возвращались, кстати, только пассажирские корабли). Корабли выходили на круговую орбиту на высоте 1700 км. Требуемое изменение скорости составляло 3600 м/с. После этого экипаж должен был быть доставлен вместе с образцами с Марса на околоземную орбитальную станцию. Вся экспедиция должна была продлиться 963 дня. Как уже упоминалось, как на ракете-носителе, так и на марсианских кораблях применялось гидразинное топливо. Такой выбор был сделан, во-первых, потому что двигатель упрощался, так как топливо было самовоспламеняющимся; а во-вторых, это топливо относится к высококипящим топливам, что упрощает его хранение в условиях марсианского полёта. На третьей ступени ракеты-челнока и всех марсианских кораблях стояли одинаковые двигатели тягой по 200 тонн и с давлением в камере сгорания порядка 15 атмосфер ( что очень мало), как у Фау-2. Удельный импульс двигателей должен был составить около 300 секунд, а для привода насосов использовался парогаз, образующийся при разложении перекиси водорода. Проект фон Брауна был лишь первой проработкой подобного полёта, поэтому имел некоторые недостатки. Вот некоторые из них. Во время создания проекта не было данных о радиационных поясах Земли, в частности, о поясе Ван Алена. Поэтому сборка кораблей на высоте порядка 1000 километров невозможна из-за сильной радиации. Также фон Браун не учёл наличие ГКИ (Галактического Космического Излучения) и периодических солнечных вспышек. Также не было решено, как можно точно ориентироваться в пространстве. Предполагалось, что экипаж будет ориентироваться по звёздам, но такой способ требовал больших резервов топлива – целых 10 процентов от массы корабля. Для непредвиденных случаев пришлось ввести на каждом грузовом корабле 195 тонн для запасного оборудования и топлива. Во время фон Брауна не было известно и о крайне низкой плотности атмосферы Марса – лишь один процент от плотности атмосферы на Земле. В результате крылатые посадочные модули не могли совершить планирующую посадку на Марс. Большая масса посадочных аппаратов ставит под сомнение применение не только крыльев, но и парашютов. Для уверенной посадки пришлось бы использовать ракетные двигатели, а это ещё больше утяжелит корабль. Тем не менее, Фон Брауном были рассмотрены и некоторые проблемы длительного космического полёта. Был рассмотрен вариант на тот случай, если окажется, что человек не может долго находиться в невесомости. Для этого он предлагал соединить два корабля тросом и закрутить для создания искусственной силы тяжести. В книге «The Exploration of Mars» («Исследование Марса»), вышедшей в 1956 году и написанной в соавторстве с Вили Леем, фон Браун уменьшил масштабность своего первоначального проекта. В частности, команда была сокращена до 12 человек, количество кораблей уменьшилось до двух, а масса корабля уменьшилась в два раза. Один из кораблей был пилотируемым, а другой – беспилотным (автоматическим). Пилотируемый корабль оснащался сферой радиусом в 7,9 метров для жилья. Грузовое судно несло посадочный модуль, но на этот раз 195 тонн запасов были ликвидированы, а масса самого посадочного модуля уменьшилась с 200 до 177 тонн. Для исследования Марса 9 человек пересаживаются в посадочный модуль и совершает посадку на экваторе с использованием лыжных шасси [7]. Далее экспедиция протекает также, как и в проекте 1952 года, за исключением того, что переход с полюса на экватор не производится. Всё изучение поверхности Марса должно было продлиться 1 год. По сравнению с Марс-проектом 1952 года не было сделано никаких принципиальных изменений и доставка на орбиту грузов предполагалась уже упоминавшимся носителем. По распоряжению Боба Гилрута в 1966 году, тогдашнего директора NASA, были начаты работы по созданию проекта пилотируемого полёта на Марс, как логичного продолжения миссий «Аполлонов». Для фон Брауна это было последним шансом убедить американское правительство осуществить его мечту. В результате в 1969 году им был представлен план полёта на Марс. Этот план основывался на проекте, созданном фирмой «Боинг». Отличиями было использование многоразовых модулей первой ступени, полёт двух, а не одного корабля и непрямое возвращение на Землю Прежде всего, предполагалось создание космической инфраструктуры для этой миссии. Согласно этому плану, уже к 1975 году должен был быть введён в действие пилотируемый шаттл, чуть позже предполагалась постройка орбитальной станции. Также необходимо было усовершенствование «Саутрна-5» и оснащение его верхней ступенью с ЯРД «Нерва». В 1978 году предполагался первый тест марсианского корабля на земной орбите, а сам старт был запланирован на 1981 год (см. рис. 6). Рис. 6 Сборка марсианских кораблей на орбите Земли Отличительными особенностями проекта была, во-первых, большая безопасность проекта. Она выражалась в использовании двух летящих на параллельных курсах кораблей, способных принять экипаж друг друга в случае аварии. К тому же, к 1966 году был накоплен некоторый опыт пилотируемых полётов, который позволял утверждать, что человек может жить и работать в космосе. Также в результате космических исследований как орбитальных аппаратов, так и АМС, летавших к Марсу, в частности, «Маринер-4», была исследована радиационная обстановка в вакууме, что позволило оценить реальную угрозу со стороны радиации. Наконец, корабль был многоразовый, за исключением посадочного модуля: два ускорителя после того, как они разогнали аппарат к Марсу, возвращались на станцию для повторного использования, а центральный двигательный модуль не отделялся. Сам корабль состоял из следующих секций: • Двигательная секция, включавшая три двигательных модуля. Два из них, боковые, обеспечивали частичный разгон от Земли на траекторию к Марсу и после разгона возвращались на околоземную орбиту для заправки и повторного использования. Центральный модуль обеспечивал торможение у Марса, выход на траекторию к Земле и торможение у неё. • Жилой модуль, в котором находились астронавты во время полёта, продолжавшегося 640 суток. • Посадочный модуль предназначался для посадки и взлёта с Марса. • Беспилотные автоматические модули в количестве 16 штук. 12 из них предназначались для сбора грунта в различных частях Марса и доставки их на корабль. 4 сбрасывались в атмосферу Венеры при её пролёте. Схема полёта была следующая (см. рис. 7). 12 ноября 1981 года производится старт (1). 9 августа 1982 – выход на высокоэллиптическую марсианскую орбиту (2). Изменение скорости равно 2,2 км/с, расход топлива – 69 тонн. Масса после торможения – 226 тонн. Далее производится посадка МЭМ'а (Марсианского Экспедиционного Модуля) на поверхность Марса с последующими исследовательскими работами на его поверхности. 28 октября1982 года происходит выход на траекторию полёта к Земле (3). Масса аппарата уже лишь 172 тонны. 28 февраля 1983 года запланирован гравитационный манёвр у Венеры (4), в результате которого будет уменьшена продолжительность полёта к Земле. Также в атмосферу Венеры будут сброшены 4 исследовательских зонда. 14 августа 1983 года - торможение и выход на околоземную орбиту (5). Корабль стыкуется с орбитальной станцией и переход на неё, а также переносит образцы с Марса для пребывания на ней в течение карантина. Фон Браун предпочитал такой способ возвращения посадке в модуле типа «Аполлона», из-за наличия риска заражения микробами с Марса. Рис. 7 Схема полёта (экспедиция 1969 года) После этой экспедиции были запланированы и следующие экспедиции на 1983, 1986 и 1988 годы. В конечном итоге, предполагалось создать на Марсе базу с численностью персонала в 50 человек. В конечном итоге, этот подробно разработанный план был отвергнут. Причин было много, но они повторялись в каждом марсианском проекте. Полёт на Марс, который был мечтой всей жизни фон Брауна, был отвергнут. В конечно итоге, фон Брауна перевели в 1970 году на работу в NASA, в 1972 году он покинул NASA. Умер фон Браун в 1977 году. Сравнение На основании данных, взятых в [1], построим следующую таблицу для сравнения характеристик проектов фон Брауна. В такую таблицу необходимо включить, прежде всего, тип используемых двигателей, количество экипажа, время изучения Марса и некоторые другие характеристики. В ней мы увидим изменение параметров кораблей в зависимости от времени создания проекта. Такая таблица, как мы увидим ниже, может оказаться очень полезной для выявления общих закономерностей. Во-первых, заметно уменьшение масштабности проекта: с 10-и кораблей экспедиция сокращена до 2-х, количество человек упало с 70 до 12. Масса также заметно понизилась: с 37200 (суммарная масса 10-и кораблей) до 3400 тонн в экспедиции 1956 года и 726 тонн в окончательном варианте. Такое «сокращение» вызвано двумя причинами. Во-первых, фон Браун понимает, что резервирование экспедиции незначительно увеличивает её научный результат, а вот стоимость увеличивается значительно. Второй причиной было применение всё более передовых технологий, в частности, использование ЯРД вместо ЖРД, а также гравитационного манёвра у Венеры, требующего точных средств навигации. Во-вторых, уменьшилась продолжительность пребывания на Марсе, но и продолжительность экспедиции также уменьшилась. Возможно, нерационально проводить на Марсе по 1,5 года, за которые может случить непоправимая поломка во взлётном аппарате из-за окружающих факторов (сильные ветра, пыль, низкое давление). В-третьих, увеличивалась надёжность миссии как за счёт применения более точной аппаратуры, так и за счёт тщательного планирования экспедиции (например, сначала – отказ от посадки на полюсе, далее – вертикальная, а не горизонтальная, посадка). Можно найти черты, общие для всех экспедиций. Во-первых, это использование не 1, как во многих проектах, корабля, а нескольких. За счёт этого значительно повышается надежность миссии, так как космонавты могут перебраться из повреждённого корабля в другой. Во-вторых, это значительное время нахождения на Марсе с целью его планомерного изучения, причём время изучения от 480 (в ранних проектах) до 80 суток (последний проект). Стоит заметить, что в современных проектах эта цифра, как правило, меньше (в современном российском проекте период изучения Марса находится в промежутке от 15 до 30 суток). И, наконец, в-третьих, корабли были многоразовыми, что значительно удешевляло последующие миссии: в первом и втором проектах пилотируемые корабли сбрасывали пластиковые мешки с топливом, а не ступени, а в третьем проекте использованные разгонные ступени возвращаются на орбиту Земли для последующего использования. Заключение Безусловно, Марс-проект фон Брауна, несмотря на то, что он не был осуществлён, является важной вехой на пути освоения космоса, так как именно в ходе него была выполнена первая проработка марсианской экспедиции. Последующие проекты как фон Брауна, так и остальных конструкторов имели отпечаток этого проекта. Также в ходе этого проекта были отработаны концепции полёта к Марсу и были найдены наиболее приемлемые с научной и финансовой точек зрения решения для осуществления столь масштабного свершения человечества. К сожалению, ни один из современных Марс-проектов не имеет масштабности проекта фон Брауна. Как правило, в современных планах ограничиваются короткой высадкой на Марсе, при времени полёта около 1000 дней. Остаётся надеяться, что в будущем, когда ракетные наука и техника сделают шаг вперёд, проект фон Брауна не будет забыт и всё же будет осуществлён, пусть даже в изменённом (но не сокращённом!) виде.
|